Этикет – это правила поведения человека в обществе. Этикет включает в себя совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности и в общении. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо. В содержании этикета можно условно выделить такие компоненты как: культура поведения, культура общения, культура деятельности и культурно-гигиенические навыки. К гигиеническим навыкам часто относят и культуру еды, но помимо гигиенических требований, культура еды имеет и этический аспект. Так как, поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе и формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
Овладение культурой поведения за столом нелёгкое для малышей дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Воспитатели второй группы раннего возраста «Цыплята», во время приёма пищи, используя наглядный показ и пояснение действий, учат детей пользоваться столовыми приборами, правильно сидеть за столом, есть не спеша, тщательно пережёвывать пищу. Организуя дежурство или сюжетно-ролевые игры, воспитатели дают детям представления о сервировке стола, закрепляют знания о видах столовых приборов, их назначении и правильном использовании. Педагоги следят за правильной посадкой ребенка за столом.
Критерии опрятной еды:
- Правильно держать ложку (правая или левая рука)
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
- Пользоваться салфеткой.
- Благодарить.
- Пользоваться только своим прибором.
Закладывая в детях привычку правильного питания, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго. |