Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека.
СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей.
Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с
первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его
усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем"
ребенка.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в
неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со
взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только
детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит,
не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то
новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые
видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его
развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это
"безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные
опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья
ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано
довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше
заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины
колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед
вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией
оказываются совсем маленькие дети.
Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им
предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить
телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят
телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и
всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка,
воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается,
и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от
взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные
программы.
Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ
времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям
принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными
ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает
фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально
созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят
все подряд - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее
время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия
становятся все более очевидными.
Первое из них - отставание в развитии речи.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки
речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их
речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически
каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей
стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время
25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х
годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким
образом, за последние двадцать лет число речевых
нарушений возросло более чем в 6 раз!
Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно
слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию?
Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание
речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте
происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только
слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в
диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими
действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо,
чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные
впечатления и, главное, в его общение с взрослыми. Речевые звуки, не обращенные
к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают
его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь
"пустым звуком". Современные дети в большинстве своем слишком
мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают
телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и
на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых
родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается
малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети
предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается
огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но
и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство
осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во
внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и
переживание, и любое представление - словом, все, что составляет внутренний мир
человека, его душевную жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери
или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы
всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту
внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает
человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет,
человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он
просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к
какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно
пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем
наблюдать у многих современных детей.
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на
каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные
симптомы были обобщены в картину новой болезни - "дефицит
концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в
обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения,
повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях,
быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене
впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и
отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная
внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Многим детям стало трудно воспринимать
информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и
связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо
образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания
трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут
удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто
неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей.
Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий
для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного
воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые
сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного
содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с
другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и
формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они
предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности.
Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло.
Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих
детских "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в
последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при
выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался
лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать
себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами,
потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются
все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным,
стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в
собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и
убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения
какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется
острых ощущений.
И конечно же бич нашего времени - наркотики.
Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это
число катастрофически нарастает. Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней
пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе.
Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют
своего наполнения - новой искусственной стимуляции, новых "таблеток
счастья".
Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы"
наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных
детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача - не
напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов
современного подрастающего поколения, а понять истоки этих тревожных явлений.
Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не
готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний
экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для
маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он,
безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на
становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого
влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях. Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,
построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в
дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до
6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных
способностей человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблен в
самом прямом смысле - это то, на чем будет строиться и держаться все здание
личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если
фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой
момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у
детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее
развитие человека.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из
жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем
и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран
несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только
после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование,
конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится
самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых,
придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать
игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго
дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на
экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к
информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после
6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран
будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным
хозяином над их душами и не их главным воспитателем.
Литература: Журнал Управление №3, 2008 г /Е.О. Смирнова и
Т.В. Лаврентьева |