«Гораздо легче стать отцом, чем
оставаться им»
В.
Ключевский
Перед
отцами дошколят стоит сложная задача – налаживание взаимодействия с
собственными детьми. Качество детско – отцовского взаимодействия определяется
тем, как были пройдены мужчиной этапы адаптации к отцовству:
·
отношение к
известию о беременности супруги;
·
обеспечение
благоприятных условий для развития и рождения ребенка;
·
включение
отцовского инстинкта и появление привязанности к ребенку;
·
ухаживание за
ребенком и налаживание детско-отцовского
взаимодействия.
Мужчины,
у которых в детстве были проблемы во взаимодействии со своими отцами, требуют
особой психолого – педагогической поддержки для выработки воспитательной
стратегии по отношению к собственным детям.!
Типология современных пап
(Баркин А. И.)
« Папа – мама» - это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы, и
искупает и накормит, и книжку почитает. Такой папа по отношению к детям
эмоционально раскрыт, любвеобилен. Но не всегда ему удается это делать с
должным терпением (как обычно получается у мамы).
Пресс настроения давит на
ребенка….: когда все хорошо, папа заботлив, добр, и отзывчив, а если что-то не
ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.
«Папа – мама» демонстрирует
ребенку модель скорее материнского,
( женского) поведения. Роль мамы в такой семье
чаще всего деформируется, приобретает черты отцовского (мужского) поведения.
Мать при этом характеризует крайне сдержанное, без внешних проявлений знаков
любви, властно – требовательное отношение к детям. Ролевая перестановка
,(«ролевой трансвестизм» не безразлична
для детей, у которых может обнаруживаться выраженная возбудимость,
импульсивность и незащищенность.
«Папа – мама» главную заботу
видит в том, чтобы как можно лучше угодить чаду. Как мать и как отец, он
безропотно тянет родительскую ношу «Мама – папа» заботлив, нежен без перепадов
настроения. Он ничего не запрещает, ребенку все ему прощает и тот постепенно
превращается в маленького деспота. У детей принимающее – разрешительных
родителей отмечаются очень частые
состояния тревоги, страха, навязчивости.
«Карабас – Барбас». В традиционной семье страх отцовского наказания является основным, отцу
приписывается дисциплинирующие влияние.
Папа – пугало, злой, жестокий. В семье царит страх загоняющий душу ребенка в
лабиринт тупикового бездорожья. Излюбленным
методом воспитания является
наказание за содеянное ребенком.
Вполне возможно, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу
чувство ненависти к подобному отцу. При таком типе отношения отца у ребенка
часто возникает открытая агрессивность и социально трудно контролируемое
поведение. Если ребенка только ругать и наказывать, он озлобится. Таким отцам
необходимо помнить, что запреты действуют только на фоне любви.
«Крепкий орешек» -
непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не
идущий на компромиссы. При этом не следует забывать, что дети хорошо копируют
тип поведения и отсутствие гибкости в нем. В связи с этим взаимодействие с
таким типом папы оборачивается для ребенка проблемами во взаимоотношениях со
сверстниками, с которыми ребенок так же непреклонен, как папа с ним.
«Попрыгунья – стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом.
Его идеал – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких
людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет забот жены (Что
захотела, то и получила!) При первой возможности этот тип отца превращается в
приходящего папу. Детско – отцовские отношения при этом характеризуются
эпизодичностью., что отражается
впоследствии на семейных отношениях ребенка. девочка, недополучившая в детстве
тепло и любовь со стороны отца в семейной жизни стремится компенсировать эти эмоциональные
отношения со своим супругом происходит поиск в муже отца. Мальчик, получивший в
детстве опыт взаимодействия с таким папой, будет испытывать трудности во
взаимодействии с собственным сыном.
«Добрый молодец», « рубаха парень» - папа, на первый взгляд. И брат. И друг. С ним
интересно, легко. Весело. Он любому бросится на помощь, но при этом забудет о
собственной семье, что не нравится маме. При этом ребенок в такой семье живет в
атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего
изменить.
«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что он имеет права
голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева
жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону,
чтобы помочь.
Без хороших отцов нет хорошего
воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы»
Н. Карамзин
«Психологические особенности
восприятия дошкольниками роли отца»
Выраженную
привязанность к отцу дети проявляют начиная с 8- ми месяцев демонстрируя страхи
перед незнакомыми людьми. В присутствии обоих родителей дети этого возраста
посылают улыбки, взгляд и голосовые
сигналы отцу в большей мере, чем матери (Ламб, 1970). В течение второго года
жизни дети выражают предпочтение отцу (особенно мальчики) и проявление большей
привязанности к нему, чем к постороннему лицу (Cohen, Campos, 1974) Приветствие отца
стимулирует общительность маленького ребенка (особенно это выражено у
мальчиков) по отношению к постороннему человеку (Кромелоу, 1990).
Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка (в отличие от матери!) играет
по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их
половую самоидентичность. Отметим, что 3 – 4 летние дети с большим желанием общаются
с родителем противоположенного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать,
девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой
эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в
будущем.
Отец является для ребенка важной ролевой моделью.
Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает
типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда
помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в
самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в
отношении к матери!
С 3 лет у детей отмечается ролевая идентификация с
родителями, которая осуществляется на основе возрастной способности
представлять себя на месте других принимать их роль. Под восприятием и
принятием детьми роли родителей понимается процесс идентификации (А. И.
Захаров, 1998). Эта способность формируется у детей к 5 годам и связана с их
когнитивным и эмоциональным развитием.
У детей 5 лет формируется комплекс неразрывно связанных между собой семейных
отношений, у девочек – эмоциональная привязанность к отцу, у мальчиков –
идентификация с ним. Возраст максимально выраженной идентификации у мальчиков с
отцом и соответственно наибольшей чувствительности к влиянию папы – 5-7 лет
Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности папы в
представлении сына, а также от наличия в семье дедушки.
Идентификации мальчика с отцом сопряжена с
эмоционально теплыми отношениями мальчика с матерью.
Культивирование отцом своего авторитета и
эмоциональное приближение к себе сына в ущерб отношениям с матерью могут
уменьшать интенсивность процесса идентификации и привести к реактивно
заостренному самоутверждению мальчика среди сверстников.
Очень часто
мальчики, лишенные отцовского внимания, - недостаточно зрелые,
несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны,
злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к
разрушительству.
Влияние отца делает ребенка дисциплинированным,
открытым, честным, обязательным. Кроме того, без положительного влияния отца
мальчик, повзрослев, не сможет передать своему сыну адекватный опыт
полоролевого поведения.
У девочки на примере взаимоотношений отца и матери
формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины
относятся к женщинам, невольно учится
понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут
способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании
собственных детей.
Любовь отца дает девочке уверенность в
своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его
«дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе.
Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов
порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как
средство привлечения внимания.
Участие отца в воспитании
детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование
личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее
благополучие.
Папам на заметку
«Надейтесь на себя. В жизни есть два
крепких якоря – работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести».
Н.
М. Амосов
Чтобы
не допустить глубокого разлада с ребенком, нужно выполнять несколько правил: - Безусловно
принимать его.
- Активно слушать
его переживания, удовлетворять потребности.
- Бывать вместе.Не вмешиваться в
его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда
просит.
- Поддерживать
успехи.
- Делиться своими
чувствами и понимать его чувства (значить доверять)
- Конструктивно
разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Мне нравиться, как ты…»,
«Ты конечно справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть.»
- Обнимать не менее 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку,
незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне преодолимы. |