Вот уж самое не место для игр, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом очень усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
• Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
• Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
• Поможем научиться терпению.
• Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
• Дадим понять, как заботимся о своей семье.
• Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
• Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным)
• Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.
Можно точно также поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно». (Слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты.) И «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники»
Как можно одним словом назвать прибор, который… варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
«Готовим сок»
Образуем слово: «Из яблок получается сок…(яблочный). Из груш – (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из …».
Справились? А теперь в обратном порядке: «морковный сок получается из…(моркови), редечный – из …».
«Покупки»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
• В каких из этих предметов «живет» звук «Р»? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каР-РРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРсиках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРРцах?»
• В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя).
• Назови все, что не надо будет готовить – варить или жарить.
• Что для тебя здесь самое вкусное?
• Что самое тяжелое (легкое)?
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько сколько).
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встречаться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»