Вторник, 26.11.2024, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ "Детский сад №97" г. Чебоксары

___________
________
_
_______
_______
_____
__________________
_______________
_____________
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 277
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка психолога


Детская агрессивность и жестокость

     Очень часто за психологической помощью обращаются родители с проблемой агрессивности ребенка. И в основном причиной обращения являются жалобы воспитателей, учителей на ребенка, а также агрессивное поведение дома в отношении младших братьев-сестер, бабушек или даже мам. Ребенок становится трудноуправляемым, «неудобным» для родителей. И они приводят своего ребенка к психологу с просьбой сделать так, чтобы ребенок «вел себя хорошо». Но плохое поведение - это только симптом, следствие, это внешнее проявление внутренних проблем. Поэтому коррекция поведения возможна только после понимания причин, его вызвавших.

      Агрессивность - это чаще всего симптом эмоционального неблагополучия ребенка. Это и средство психологической защиты от страхов (как известно, лучшая защита - нападение), и протест чрезмерной материнской опеке (ребенок пытается отстоять свою независимость), и подавленные чувства обиды, ревности (к младшему братику например), и авторитарный стиль воспитания родителей (агрессия как протест на чрезмерные требования родителей), и агрессивный стиль общения в семье (родители выясняют отношения криком, с рукоприкладством, применяют физическое наказание ребенка ), конечно же влияние ТВ, компьютерных игр (жестокие мультики, агрессивные игры, фильмы с насилием).

     Агрессивность ребенка может быть и просто как возрастная особенность (пик детской агрессивности - 3-4 года. Хотя это скорее уже не агрессивность, а все-таки сопротивление чрезмерному давлению родителей, не позволяющих ребенку пережить как положено свой кризис 3 лет, который проявляется в негативизме, протесте требованиям родителей, своеволии, некотором деспотизме по отношению к близким людям, с обязательным «Я сам!, "не хочу-не буду" и т.д.).

    В норме агрессивность начинает проявляться в 1,5 - 2 года и является необходимым условием развития ребенка. Агрессия нужна для формирования своего Я, психологического отделения от матери, становления независимости, самостоятельности, умения заявлять о своих потребностях, добиваться целей.

     И здесь важно, как реагируют родители на детскую агрессивность. Их задача не подавлять агрессию ребенка, не запрещать испытывать злость, а помочь выражать её социально приемлемыми способами. Ребенка можно обучать приемам выражения своей злости. Например, побоксировать грушу, поколотить подушку, порвать газету, нарисовать свое "злое" настроение, полопать воздушные шарики, покидать резиновые мячики.

    Родители не должны отвечать на агрессию ребенка собственной агрессией (бить его, ругать, оскорблять). Родителям нужно научиться замечать и понимать чувства ребенка и объяснять их ему (ребенок не всегда понимает, почему он так себя ведет). И конечно же не отрицать чувства ребенка. Например, если ребенок ударился или упал и счесал коленку, он приходит к родителям, плачет и говорит "Мне больно". И "правильный" папа может сказать: "Да что тут больно? Подумаешь, царапина! Ничего не больно! Перестань реветь! Мальчики не плачут!" или что-то в этом духе. Т.е. ребенок в этом случае начнет сомневаться в своих чувствах, решит, что говорить о боли нельзя, т.к. тебя не пожалеют, а пристыдят. Или другой пример, - у ребенка на площадке отобрали игрушку. Хорошо, если он начнет с криком требовать её обратно (для ребенка игрушка также важна, как для Вас собственный автомобиль), а другой ребенок сядет и будет плакать. Как поступит мама? «Как тебе не стыдно? Тебе игрушку для мальчика жалко? Так я вообще ему сейчас её подарю!» В этой ситуации чувства ребенка - злость, обида, возмущение - запрещаются мамой. Они не находят понимания, выхода, т.е. остаются внутри. Какова же должна быть правильная реакция мамы? - «Ты расстроился или ты злишься, потому что мальчик забрал у тебя игрушку. Да, это очень неприятно. Давай мы подумаем, как поступить в этой ситуации» И помочь ребенку сохранить чувство собственного достоинства - поменяться с тем ребенком чем-то или пусть тот попросит разрешения проиграться, или же помочь культурно забрать игрушку.

      Если родители строги, и ребенок боится проявлять свое раздражение, недовольство и злость дома, боится наказания, он "сгонит злость" по полной программе на детской площадке, на своего младшего брата или на кошку.

      В раннем возрасте (до 2-3 лет) нельзя детскую агрессивность приравнивать к жестокости. Хотя со стороны и может показаться, что ребенок ведет себя жестоко, отрывая крылья бабочке или стукнув бабушку по голове пластмассовым молоточком. На самом деле, ребенок не осознает, что это жестоко, он просто не знает, что причиняет боль. Ребенку нужно говорить, что такое больно. Если ребенок тянет маму за волосы, она должна отстранить его ручку и сказать: "Мне больно". В том случае с ребенком, который упал и плачет, нужно сказать: "Ты ударился, тебе больно. Давай, я помогу тебе" и пожалеть ребенка. Вообще, рождаясь, ребенок не знает, что можно, что нельзя. Его нужно обучать правилам поведения, социальным нормам, рассказывать, как в обществе нельзя делать. Например, нельзя бить людей и животных. Естественно, если при этом сами родители не бьют ребенка. Ведь лучший способ обучения - это личный пример.

     Агрессивность дошкольников имеет некоторые особенности. Если для подростков и даже младших школьников характерна групповая агрессия, то в детских садах, как правило, нарушителями спокойствия являются 1-2 ребенка. Причем некоторые дети могут проявлять агрессию весьма неожиданно: стукнуть по голове деревянным кубиком мальчика, с которым только что мирно строил замок, за то, что он не так поставил крышу. Или девочка, толкнувшая свою подружку с лестницы, за то, что та с неё посмеялась. Насилие в детских садах не имеет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, периода накопления напряжения, которое ищет выхода. Детская агрессивность спонтанна. Конечно же, в большей части таких случаев дети не осознают свою жестокость и не могут оценить степень причинения боли.

    Ответственность за агрессивные наклонности ребенка в первую очередь лежит на семье, окружении. Чаще всего за повышенной агрессивностью ребенка скрывается настоящее горе и зов о помощи, однако не менее  чаще к нему примешивается и врожденная склонность к насилию и разрушению. Ребенку с такой "горючей смесью" обязательно нужна помощь специалиста, так как сознательное причинение боли людям и животным, немотивированная агрессивность, неадекватное поведение могут быть симптомами психического заболевания (психопатия, шизофрения, эпилепсия). Им нужна наряду с помощью психотерапевта и помощь психиатра.

     Агрессивными могут быть дети, имеющие неврологический диагноз. Такие дети из-за поражения нервной системы чрезмерно возбудимы, а также могут иметь высокий порог болевой чувствительности, они не так чувствительны к боли, как другие дети, поэтому они не могут понять, что кому-то больно. Таких детей просто воспитывать нужно более усиленно, объясняя последствия его поведения и говоря о чувствах своих и других людей. Например, если ребенок ударил кого-то, можно ему сказать: "Ты делаешь ему больно. Так нельзя. Помнишь, когда ты ударился, тебе тоже было больно" 

     Если ребенок имеет склонность к агрессии, усиливать её, доводя до жестокости, могут:

     ТВ (фильмы с насилием, жестокостью), такие же компьютерные игры.  Дети видят много крови, драк, убийств, и это начинает восприниматься как норма поведения.  Подобные сцены деформируют неокрепшую психику ребенка, вызывают психическое возбуждение и эффект подражания. Ребенок идентифицирует себя с "супер-героем", начинает подражать ему. Поэтому родителям важно ограничивать ребенка в просмотре ТВ и контролировать, какие передачи он смотрит, не оставлять одного перед ТВ.  Действительно, последние годы агрессивность детей значительно увеличилась. И психологи всего мира единодушно подтверждают, что такая нездоровая тенденция связана именно с просмотром ТВ передач, насыщенных сценами насилия. Особенно негативно влияние ТВ на детей со слабой нервной системой, зависимых, легко поддающихся внушению.

    К жестокости ребенка приводит и жестокое обращение с ним родителей: насилие, избиения, эмоциональная холодность родителей. Это приводит к  патологическим изменениям характера, ребенок озлобляется, ненавидит мир вокруг себя, не знает сочувствия, мстит за свою "ненужность" всем, кто под руку попадется. Почему среди детей из детских домов больше агрессивности, жестокости и насилия? Потому что эти дети с детства были лишены родительского эмоционального тепла и любви.

     Если на ребенка, который агрессивен "по несчастью" из-за каких-то внутренних причин (а они не всегда лежат на поверхности), на ребенка навешивают ярлык "хулиган, бандит", он и начинает вести себя соответственно, потеряв надежду быть хорошим, в первую очередь для своих родителей.

   По-сути, агрессивность подростков, их асоциальное поведение - это следствие не откорректированной агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте. 

      Так что же могут сделать родители, если их ребенок агрессивен?

     Признавать его чувства и говорить о своих.  Например, мама прейдя с роботы, может сказать: "Я очень устала и раздражена. Лучше меня сейчас не трогать, мне нужно минут 15 отдохнуть". Со временем ребенок научится говорить о своих чувствах и потребностях, вместо того, чтобы закатывать истерики или лупить братишку.

     ·                    научить ребенка выражать агрессию социально приемлемыми способами (см. выше)

   ·                    установить в семье системы правил и табу (что нельзя ребенку делать ни при каких обстоятельствах, н-р, высовываться в открытое окно, а что можно только с разрешения родителей, н-р, брать ножницы или выходить одному на улицу). Таких запретов должно быть минимальное количество, и только то, что важно для безопасности ребенка, его жизни и здоровья;

    ·                    единая тактика и последовательность воспитания. Нет ничего хуже для ребенка, чем "сегодня можно, а завтра нельзя" или мама говорит одно, а папа другое. И особенно добрые бабушки, которые снимают все запреты родителей, разбалансируя тем самым  психику ребенка;

    ·                    дать максимум любви, тепла, понимания, поддержки ребенку. Помочь ему быть хорошим;

    ·                    морально-духовное воспитание ребенка (что такое хорошо, что такое плохо), на собственном примере! Нужно читать детям сказки, которые тоже воспитывают ребенка, но без морализаторства;

    ·                    дать ребенку пространство для выхода энергии (активные игры на свежем воздухе, спортивные секции, плавание, спортивный уголок в доме), не перегружать уроками, музыкой и изучением языков;

   ·                    если все способы перепробованы, а случаи немотивированной агрессии учащаются, обращаться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру).

 

Материал использован с сайта http://www.glavred.info/archive/2010/03/18/121641-8.html

Категория: Родительские клубы | Добавил: Bigudyashka (14.05.2012)
Просмотров: 1682
Поиск
Баннеры
________________
_________________
_________________
__________________
__________
_______________
_________
______
__________
_______
_______
______
__________
___________

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz