Психологические
особенности дошкольного возраста (3-6 лет)
Ведущая
деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам»,
«Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные
реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко
обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские,
сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет
отличается целым рядом признаков.
Среди
них:
♦ Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная
потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви,
привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить
другого человека.
♦ Установление отношений со сверстниками, совместные игры
(сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение,
которые существуют среди детей, «игры-соревнования».
♦ Развитие способностей к конструкторским играм,
практического мышления.
♦ Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание
музыки, умение петь, танцевать), творчества.
♦ Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок
воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на
мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.
♦ Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок
вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с
целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает
причины и следствия.
♦ Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует
свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце,
облака, реки).
♦ Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и
эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).
♦ Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального
и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и
морального опыта людей).
♦ Становление воли, произвольности действий.
♦ Любознательность (в 4-5 лет дети — «почемучки»),
♦ Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески
продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также
выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря
воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка
(детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что
переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). Между рисунком и
личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение.
(Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство
осмысления и выражения своих переживаний и знаний.)
♦ Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми
(к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное
усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она
сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая
затем перерастает во внутреннюю.
♦ Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова,
как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают
существенные признаки предметов — конкретные понятия).
♦ Развивается мышление на дооперациональном уровне (Пиаже),
происходит постепенный переход к операциональному уровню.
♦ Появляется интерес к половым органам, к рождению детей.
Это фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года). Складывается и
преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется совесть — цензор
моральных суждений.
♦ Первые проявления инициативности, целеустремленности,
активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного
развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.
В этот
период отмечается множество новшеств:
♦ У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка
осмыслить закономерности отношений. (Пиаже показал, что в этом возрасте
складывается артификалистское мировоззрение: все окружающее ребенка, в том
числе и явления природы, — результат деятельности людей: «Луну сделали
космонавты».) Складываются первичные морально-этические понятия (что такое
хорошо и что такое плохо).
♦ Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать
преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по
отношению к другим людям).
♦ Становление произвольного поведения (стремление управлять
собой и своими поступками).
♦ Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает
понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со
взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.
♦ Готовится к школе, что проявляется не в формальном
овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического
развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного,
эмоционального и социального развития.
♦ Обнаруживается произвольность поведения: умение
контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям
взрослого, подчиняться правилам.
♦ Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не
играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.
♦ В интеллектуальной сфере — концентрация внимания,
понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и
наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способностей к
обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание;
зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и
пальцев).
♦ В личностной и социальной сфере: сотрудничество со
сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания,
позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.
♦ В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов
которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают
манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку
плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок
оценивается хорошо, то это его огорчает.
Pro-Psixology.ru - о
психолгии
|