Вторник, 08.07.2025, 09:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ "Детский сад №97" г. Чебоксары

___________
________
_
_______
_______
_____
__________________
_______________
_____________
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 277
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка психолога


Что знают дошкольники о наркогенных веществах

    Китайцы говорят, что путь в десять тысяч ли всегда начинается с первого шага. А с чего начинается путь в пропасть наркотизма?

    Кажется, отчет очевиден – с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки вина и т. д. Однако прежде чем человек реально познакомиться с одурманивающим веществом, у него формируется определенное отношение к нему, так называемая УСТАНОВКА. Именно она в дальнейшем способна провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него.

   Формирование установок в отношении к наркотитизации происходит очень рано, психологи считают, что их фундамент закладывается у ребенка уже в возрасте 3 –5 лет.

 Как правило, к 5 –6 годам известны названия различных одурманивающих веществ особенности их внешний вид. Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит, когда нервничает, а папа, когда работает над чем – то).

   Дети знают, что курить вредно, однако, объяснить в чем заключается, этот вред дети не могут. И вот тут кроется весьма серьезная проблема. Дело в том, что с одной стороны, малыши осведомлены, что курить, пить алкогольные напитки вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что курят и пьют в разных обстоятельствах их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления – противоречия.

 Стремление преодолеть их (выяснить, в чем правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию (все формы одурманивания обозначаются словом НАРКОТИЗМ, сюда относится алкоголь, курение, применение наркотических средств, а все виды одурманивающих веществ называются НАРКОГЕННЫМИ).

  А откуда поступает к детям информация о наркогенных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи и СМИ. Взрослые даже часто не подозревают, как много узнают ребята, наблюдая за их поведением: как держать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета, бокал вина – снять боль, разогреться, снять раздражение.

  Мамы и папы считают ненужным, опасным несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.

  Что же делать взрослому? Большинство из нас вряд ли сможет отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день. Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа и мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не являлся постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых, (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе с взрослыми гостями и т. д.).

  Безусловно, свою роль оказывают средства массовой информации (СМИ). Редкий взрослый фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Чаще всего подобные сцены формируют представление об обыденности одурманивания, его общепринятости. Специальных же передач, ориентированных на малышей и рассказывающих об опасности употребления наркогенных веществ либо до сих пор не существует, либо они мало кому известны.

  И так, приходится, признать – сегодня дошкольники владеют довольно обширным объемом информации о наркотизме. К сожалению, при этом превалируют сведения, способные облегчить реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные  защитить от наркогенного соблазна, весьма незначительны.

  Кто из взрослых не восклицал в сердцах, устав от бесплодных воспитательных попыток повлиять на сына или дочь: "Говорю, говорю, а ты все равно делаешь по-своему”. Причина проста: сведения, сообщаемые, родителями не приобрели личностной оценки у ребенка.

  В полной мере это относится и к информации, связанной с наркотизмом. Она лишь тогда становится способной влиять на малыша, положительно или отрицательно, когда становится личностно значимой.

   Прежде всего, ребенок усваивает оценки наиболее значимых для него людей, пользующихся особым авторитетом. Понятно, что таким образом подражания являются родители. Так, например, у малыша, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно, отношение к этому виду одурманивания во многом будет зависеть от отношения ребенка к отцу.

   Установки взрослых по поводу использования алкоголя и курения в самом общем виде могут быть представлены четырьмя вариантами:

1 полное неприятие (любые формы наркотизации исключаются);

2 противоречивое (пусть посторонние поступают, как хотят, но использование одурманивающих средств недоступно);

3 либеральное (в семье могут пить, курить, однако это не переходит границы "общепринятого”);

4 патологическое (одурманивание происходит независимо от того, видит это ребенок или нет).

  Увы, вряд ли сегодня найдется много семей, отношение которых к наркотизации соответствуют двум первым вариантам. В большинстве случаев в семьях господствует либеральная оценка алкоголя и курения. А они, в свою очередь способствуют формированию у детей противоречивого представления о наркотизации.

  В ходе опросов выяснилось, что все дошкольники считают алкоголь и никатин вредными и опасными для собственного здоровья. Однако для взрослых, как считает большинство детей, эти вещества не опасны. Поэтому в будущем, когда вырастут, ребята не собираются от них отказываться. Для дошкольников наркогенные вещества часто являются символом взрослости, реальное знакомство с ними может рассматриваться как престижное.

  Многие дети убеждены в том, что одурманивающие вещества не опасны в том случае, если их употреблять редко. Малыши рассказали о том, что уже пробовали алкогольные напитки, и "ничего страшного” с ними не произошло.

   Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда она носит характер "контрабанды”: дети тайком от родителей допивают, к примеру, вино из оставленной без присмотра рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивает алкогольный напиток: "Я думал, что это вода, компот…”

   Однако, весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей. Взрослые члены семьи считают, что один глоток не принесет ребенку вреда, а разрешив попробовать напиток, можно снять у него "нездоровый ”интерес. Определенная логика в таких рассуждениях есть, мы не касаемся вопроса о реальном вреде глотка алкоголя для здоровья. Действительно, после пробы вино уже теряет для малыша свою таинственность. Но, первая проба снимает в детском сознании и некий психологический барьер, и отныне использование алкоголя будет носить для него некий элемент обыденности. А к чему все это может привести объяснять излишне.

   Первый опыт курения дети обычно приобретают в компаниях. Причем в дошкольном возрасте курить пробуют в основном мальчики. Однако и мальчики, и девочки очень хорошо владеют "техникой” курения. Это можно наблюдать в играх: изображая взрослых, дети "курят”, используя в качестве сигареты карандаши, ручки. Некоторые могут скручивать листы бумаги и даже "набивать” их сухой травой, листьями и т. д.

  Как правило, первый опыт использования дурмана оказывается неприятным. Ребенок остается, разочарованным – он так много ждал от этого, действительность обманула ожидания: кашель, слезящиеся глаза, головокружение – вот награда за проявленную "смелость”. Часто пережитых неприятностей малышу оказывается достаточно, чтобы надолго избавиться от желания экспериментировать с наркогенными веществами. Однако негативный опыт может и подтолкнуть развитие событий – дошкольник будет стремиться доказать себе и окружающим, что он взрослый и запросто может делать то, что делают взрослые.

    Взрослый должен понимать, что знакомство дошкольника с дурманом может происходить и из-за того, что тот просто не умеет себя правильно вести в чрезвычайной ситуации. Малыш может знать, что алкоголь, курение опасны, высказывать намерение не пробовать эту "отраву” никогда, однако в случае настойчивого предложения подчиняется внешнему давлению. Действительно, ведь такая ситуация для ребенка является новой, незнакомой, а значит, ему гораздо труднее в ней ориентироваться.

    Вот почему так важно не только рассказать детям об опасности использования одурманивающих веществ, но и научить их приемам отказа.

Категория: Рекомендации | Добавил: Bigudyashka (20.09.2013)
Просмотров: 992
Поиск
Баннеры
________________
_________________
_________________
__________________
__________
_______________
_________
______
__________
_______
_______
______
__________
___________

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz